ЛАПИД КОРНЕЛИЙ
Том XL, С. 63-64
опубликовано: 6 апреля 2020г.

ЛАПИД КОРНЕЛИЙ

Лапид Корнелий. Гравюра из кн.: Hamy A. Galerie illustrée e de la Compagnie de Jésus. P., 1893Лапид Корнелий. Гравюра из кн.: Hamy A. Galerie illustrée e de la Compagnie de Jésus. P., 1893 [Лат. Cornelius a Lapide] (18.12.1567, Бохолт (совр. пров. Лимбург, Бельгия) - 12.03.1637, Рим), ученый-иезуит, экзегет. Полное имя Л. К.- Корнелис Корнелиссен ван ден Стен. Лат. форма его фамилии представляет собой перевод оригинальной голл. фамилии Van den Steen (букв.- «от камня»). Первоначальное образование Л. К. получил в иезуитском коллегиуме в Маастрихте (совр. Нидерланды), потом обучался в коллегиуме «Трех увенчанных» в Кёльне, где 15 марта 1584 г. получил степень магистра свободных искусств. После этого продолжил образование в ун-те в Лувене (Лёвене), где занимался теологией. В 1592 г. вступил в орден иезуитов. Новициат проходил в Турне, однако на следующий год был вновь направлен в Лувен для завершения образования. В 1595 г. был рукоположен во пресвитера, в 1596 г. возглавил кафедру Свящ. Писания в Лувенском ун-те, с 1616 г.- в Римском коллегиуме. Современник и друг Л. К., Иоганн Берхманс отмечал его природную скромность, простоту и склонность к уединению.

Все произведения Л. К. представляют собой комментарии к Библии, за исключением Книги Иова и Псалтири, и основаны на его лекциях, прочитанных в Риме. Издавались по частям с 1614 до 1645 г. Наиболее значительным среди них является комментарий «На все послания божественного Павла» (In omnes Divi Pauli epistolas), изданный в Антверпене в 1614 г. Работу над ним Л. К. начал еще в Лувене. Второе значительное произведение - комментарий на «Пятикнижие Моисея» (In Pentateuchum Moysis) - издано в Антверпене в 1616 г. Л. К. сохранял тесные связи со своей родиной - Испанскими Нидерландами, поэтому все его произведения издавались в Антверпене. Комментарии Л. К. изобилуют цитатами из произведений св. отцов, позднейших средневек. экзегетов, в к-рых он ищет опору для своего толкования. При этом Л. К. старается не высказываться открыто по животрепещущим теологическим вопросам, поднятым Реформацией (оправдание верой, авторитет Свящ. Писания и церковного Предания), предпочитая раскрывать темы, представленные в святоотеческой традиции. Как и все теологи его времени, Л. К. преимущественно использует букв. метод толкования, но в силу интереса к раннехрист. и средневек. экзегезе обращается и к аллегорическому, анагогическому и тропологическому методам, наиболее наглядно представленным в комментарии на Песнь Песней. Особую живость его комментариям придает обращение к мистическим размышлениям над библейским текстом. Тем не менее в его сочинениях проповедник нередко берет вверх над ученым-экзегетом. Именно практическая направленность комментариев Л. К. сделала их довольно популярным чтением среди клира и благочестивых мирян католич. Церкви, так что они многократно переиздавались целиком и по частям в XVII - 1-й пол. XIX в.

Комментарии Л. К. широко использовались восточнослав. писателями кон. XVII - нач. XVIII в., его сочинения встречаются в б-ках Антония (Радивиловского), Стефана (Яворского), Иоанна (Максимовича), еп. Тобольского. В б-ке свт. Димитрия Ростовского числилось 10 комментариев Л. К.; ссылки на них встречаются во всех значимых сочинениях Ростовского митрополита: в проповедях, «Розыске о раскольнической брынской вере», особенно много их в «Келейном летописце». Следует отметить, что к комментариям Л. К. большинство проповедников обращались прежде всего в прикладных целях, используя их в качестве собрания цитат из творений отцов Церкви. Впервые частичный перевод «Комментария на Книгу пророка Даниила» Л. К. на рус. язык был выполнен, вероятно, в 1754 г. Григорием Кондаковым (РГАДА. Ф. 196. № 1656).

С практическими целями делались переводы отдельных пассажей произведений Л. К. в экзегетических сборниках (тезаурусах). Подобный тезаурус в 4 томах был выпущен Ж. А. Барбьером в Париже в 1856 г., в заглавии указано, что он предназначается как для проповедников общин, так и для благочестивых мирян. Др. тезаурус, в 10 томах, был выпущен в Парме Ф. М. Фабером на итал. языке в 1869-1870 гг.

Современные исследователи отмечают в качестве недостатка метода Л. К. его приверженность к использованию апокрифических сказаний при истолковании текста Свящ. Писания (The Cambridge History. 1963. P. 216). Значительная часть комментариев Л. К. была использована Ж. П. Минем для составления полного курса экзегезы Свящ. Писания (Migne. 1837-1840). Именно это издание способствовало росту популярности Л. К. как представителя консервативной католич. экзегезы среди рус. библеистов кон. XIX - нач. XX в., широко использовавших его труды в апологетических целях в полемике с представителями либерально-критического метода.

Изд.: Commentaria in Scripturam Sacram Cornelii a Lapide... / Ed. A. Crampon. P., 1857-1867. 21 vol.; Commentaria in omnes Sancti Pauli Epistolas… R. P. Cornelio Corneli a Lapide / Ed. A. Padovani. Taurini. 1928-19302.
Лит.: Migne J. P. Scripturae Sacrae cursus completus. P., 1837-1840. Vol. 5-20; Backer Aug., de, Backer Al., de, Sommervegel C. Bibliothèque des écrivains de la compagnie de Jésus, ou Notices bibliographiques. Brux.; P., 1893. T. 4. Col. 1511-1526; Heinrici G. Cornelius a Lapide // PRE. Bd. 4. S. 289-291; Smet S., de. Lapide (Cornelius a Lapide) // DSAMDH. T. 9. Col. 253-257; Koren H. De inspiratione Sacrae Scripturae secundum doctrinam Cornelii a Lapide. Wash., 1942; Boss G. Rechtfertigungslehre in den Bibelkommentaren des Kornelius a Lapide. Münster, 1962; The Cambridge History of the Bible / Ed. S. L. Greenslade. Camb., 1963. Vol. 3. P. 216-217; Vorgrimler H. «Das Binden und Losen» in der Exegese nach dem Tridentinum // ZKTh. 1963. Bd. 85. N 4. S. 460-477; Bertrand P. R. The Church Imagery in the Commentaries of Cornelius a Lapide: A Comparative Study of Post-tridentine Ecclesiology. P., 1966; Федотова М. А. О двух источниках укр. проповедей Димитрия Ростовского: (Фома Млодзяновский и Корнелий а Лапиде) // ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 343-350; Brogi Bercoff G. The «Letopisec» of Dimitrij Tuptalo, the Metropolitan of Rostov, in the Context of Western European Culture // Ricerche slavistiche. R., 1993. Vol. 39/40. P. 293-364; Dominguez F. Cornelius a Lapide // LTK. 19943. Bd. 2. Sp. 1313; Taheny T. T. Lapide, Сornelius a // NCE. Vol. 8. P. 332-333.
Д. В. Зайцев
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЙЛЕРАН МУДРЫЙ († 665), раннесредневековой ирландский богослов, экзегет, св. (пам. зап. 29 дек.)
  • АКВАВИВА Клаудио (1543–1615), генерал ордена иезуитов с 1581 г.
  • АЛЕНИ Джулио (1582 - 1649), католич. миссионер в Китае, иезуит
  • АЛМЕЙДА Луиш ди (1525-1586), португ. иезуит-миссионер в Японии
  • АЛОИЗИЙ ГОНЗАГА (1568-1591), иезуит, св. католич. Церкви (пам. зап. 21 июня)
  • АЛЬВАРЕС ДЕ ПАС Диего (1560-1620), испан. иезуит, католич. ученый-мистик